Концерт Таривердиева в Нижнем Новгороде 12 сен 2025

Постер

Дата

12 сен 2025 в 21:00

Жанр

рок

«Музыка, что пронзает душу», — так отзывалась о творчестве Микаэла Таривердиева Белла Ахмадулина. «Гений интимности, чьи мелодии становятся частью жизни каждого», — вторил ей легендарный режиссёр Борис Покровский. А Андрей Вознесенский называл его «серебряннейшим композитором» — и это не просто слова. Микаэл Леонович Таривердиев (1931–1996) оставил после себя наследие, которое до сих пор заставляет сердца биться чаще, а глаза — увлажняться от прилива эмоций.

Музыка стала его судьбой ещё в детстве, когда по настоянию матери он начал обучение в Тбилисской консерватории. Среди увлечений юного Микаэла были бокс, плавание, парашютный спорт и даже верховой езда, но «музыка жила в нём с рождения», как он сам признавался позже. Уже в 14 лет его одноактные балеты звучали на сцене Тбилисского оперного театра, а в 1953 году он триумфально поступил в Институт им. Гнесиных, где его наставником стал сам Aрам Хачатурян.

Студенческие годы подарили Таривердиеву не только знания, но и первый опыт в киномузыке. Сотрудничество со студентами ВГИКа открыло перед ним двери в «совершенно новый мир — мир кино», где он с головой погрузился в монтаж, проявку плёнки и запись саундтреков. Так началась его кинобиография, первый фильм которой — «Человек за бортом» — стал лишь началом большого пути.

В 60-е годы Таривердиев оказался в центре творческой богемы, общаясь с такими гигантами культуры, как:

  • Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский — поэты, чьи стихи стали основой его вокальных циклов;
  • Андрей Тарковский и Олег Ефремов — режиссёры и актёры, с которыми он сотрудничал;
  • Майя Плисецкая и Родион Щедрин — легенды балета и музыки.

Эту плеяду молодых и амбициозных художников называли «Растиньяками шестидесятых» — за их стремление ломать стереотипы и творить без границ. Именно в этот период Таривердиев создал музыку, которая навсегда вошла в историю отечественного кино.

Шедевры, ставшие легендой

В 1973 году на экраны вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», саундтрек к которому принёс композитору всесоюзную славу. Две его мелодии — «О далёкой Родине» и «Мгновения» — стали символами ностальгии, любви и надежды. Интересно, что успех фильма едва не обернулся трагедией: Таривердиеву пришла ложная телеграмма от имени французского композитора Франсиса Лея, обвинявшего его в плагиате. Расследование показало, что это была провокация, но композитор пережил нелёгкие времена.

Через два года мир увидел «Иронию судьбы, или С лёгким паром!» — фильм, ставший новогодним гимном для нескольких поколений. Музыка Таривердиева придала этой истории неповторимый шарм, а песни из других его картин — «Маленький принц» (из «Пассажира с Экватора») и «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (из «Старомодной комедии») — до сих пор трогают души слушателей.

«Третье направление»: музыкальная поэзия

Особое место в творчестве Таривердиева занимала вокальная музыка, которую он называл «третьим направлением» — не романсом и не песней, а синтезом поэзии и мелодии. Одной из первых его исполнительниц стала великая Зара Долуханова, услышав в его музыке нечто уникальное. Премьера вокальных циклов в Большом зале Московской консерватории стала для композитора «счастливейшим днём» в жизни.

В 1984 году Таривердиев создал монооперу «Ожидание» по поэме Роберта Рождественского. Работа над произведением началась с неожиданного разговора в Боткинской больнице, где композитор навещал поэта. Рождественский уже опубликовал поэму в журнале «Огонёк» и читал её на творческих вечерах, но Таривердиев увидел в ней новый смысл. «У тебя эта женщина получилась с большой буквы», — сказал Роберт после прослушивания музыки. Так родилось произведение, где 30 минут ожидания растягиваются в целую жизнь, наполненную надеждой, страхом и верой.

Вечное в музыке: наследие Таривердиева

«Есть вещи вечные, и есть вещи преходящие, — говорил композитор. — Мода на одежду или стиль жизни мимолётна, но мода на достоинство и духовность остаётся, пока человек остаётся человеком». Его музыка — именно из тех вещей, что вне времени. Она заставляет нас в минуты счастья вдруг ощутить грусть, а в трудные дни — найти надежду.

Сегодня его произведения продолжают жить на сцене. В этот раз Нижегородский русский народный оркестр им. Кузнецова под управлением лауреата международных конкурсов Бориса Схиртладзе представит программу, включающую:

Программа концерта

Первое отделение:

  • «Ожидание» — моноопера по поэме Роберта Рождественского (1985).

Второе отделение:

  • «Снег над Ленинградом» из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975);
  • «Маленький принц» (ст. Н. Добронравова) из к/ф «Пассажир с Экватора» (1968);
  • «Песня о далёкой Родине» и «Мгновения» (ст. Р. Рождественского) из к/ф «Семнадцать мгновений весны» (1973);
  • Хабанера из к/ф «Медный ангел» (1984);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (ст. А. Вознесенского) из к/ф «Старомодная комедия» (1978);
  • «Сонеты Шекспира» в переводе С. Маршака (1982);
  • «Отражение тишины» — музыка из к/ф «Ольга Сергеевна» (1975).

Это не просто концерт — это путешествие в мир эмоций, где каждая нота наполнена смыслом, а каждая мелодия рассказывает историю. Прикоснуться к вечному можно 12 сентября 2025 года в Пакгаузах на Стрелке.

Комментарии

Нет комментариев.